САЙТ ПРОХОРОВСКОЙ ДЕТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ
НАХОДИТСЯ ПО НОВОМУ АДРЕСУ:

www.kind.proholib.ru

Адрес:309000 Белгородская обл., п. Прохоровка, ул. Советская, 130
Тел. +7(47242)2-12-69
E-mail: kindproh@mail.ru
      ВКонтакте Одноклассники Твиттер
Вторник, 19.03.2024, 08:47
Приветствую Вас, Гость

Прохоровский район традиционно воспринимается в контексте исторической значимости, память о величайшем танковом сражении стала неотъемлемой частью восприятия этих героических мест. Тем не менее, в последнее время именно в нашем районе получило развитие ещё не совсем привычное для Белогорья направление сельского туризма. 

 

     Парк регионального значения «Ключи» - неописуемый по красоте, широте и внутренней начинке объект.

   Рекреационно-оздоровительная зона располагается в живописном месте села Кострома в окружении дубовой рощи, на территории бывшей барской усадьбы помещика Константина Альбертовича Питры.

  Родник «Ключи» - является одним из истоков реки Псёл. Это рекреация с облагороженным родником и купелью. Мощная серия родников даёт бурный протекающий ручей, с высоким дебетом воды более 70 л/с. Чаша родников обустроена декоративными срубами, дно русла и откосы выложены диким камнем. Оборудована купель со сходом и площадкой для переодевания. Искусственно сооружен каскад водопадов. В наши дни восстановлена традиция водосвятия на «Ключах» в праздник Крещения.

  На сегодняшний день в рамках обустройства рекреационной зоны проведена чистка пруда и русла реки, обустроена пляжная зона с раздевалками, теневыми навесами, площадкой для пляжного волейбола. Также к услугам посетителей предоставлена этнографическая деревня «Кострома».

      До мельчайших подробностей воссоздана самая настоящая деревенская улица, какие были издавна на Руси. В побелённых белой глиной избах восстановлен быт предков, каждая имеет свою изюминку. Раньше каждый по-своему наряжал свой дом, тонкости и особенности убранства берегли, даже окна закрывали от стороннего взгляда.
Побывать в этой деревне может любой желающий, экскурсии проводят опытные сотрудники, способные своим рассказом увлечь и маленьких, и взрослых посетителей.

 

Подворье «Прохоровское ремесло»

Подворье раскроет секреты народно-художественного творчества в виде мастер-классов для туристов и уроков трудового обучения для школьников.

В подворье «Прохоровское ремесло» - рассказ пойдёт о мужских ремёслах: деревообработке и резьбе по дереву. Мастера ложкарного дела раскрою Вам некоторые секреты своего древнего ремесла. А так же Вы сожете узнать, что у каждого человека вне зависимости от статуса и положения были свои нож и ложка. Вилок тогда еще и в помине не было. Только чернь и юродивые не имели своих столовых приборов, а потому ели руками. Бояре же, священники разных санов, да люди, служившие при дворе, непременно носили на поясе в специальном мешочке либо на веревке привязанные нож и ложку. Бояре для ношения столовых приборов заказывали себе у кожевника специальные мешочки с гербовым знаком. Считалось высокой честью иметь подобный предмет, и само наличие такого атрибута говорило о высоком статусе хозяина. Попы и прочие священники носили столовые приборы в холщовых мешках на поясе. Мешочки эти особо не отличались друг от друга, не имели знаков отличия и просто прикрывали столовые приборы от пыли. Простой люд ложку и нож вешал на пояс на веревки. Для этого в столовых приборах специально высверливались дырки (вот, между прочим, откуда повелась традиция иметь вилки и ножи с дырками у основания, а не для вывешивания столовых приборов на стене).

Вплоть до середины XX века в России в семьях активно использовались деревянные ложки. Возникает закономерный вопрос — почему? Деревянная ложка была неотъемлемым атрибутом домашней утвари. Во-первых, деревянные ложки стоили дешево и были доступны широкому кругу населения. Во-вторых, ложку можно было выстрогать и самостоятельно из подручных средств. Основным же преимуществом этого деревянного прибора было то, что деревянная ложка, в отличие от металлической, не нагревалась и не обжигала губы. Особенно это ценилось в семьях с маленькими детьми.

 

Подворье «Кузнечное мастерство»

Подворье «Кузнечное мастерство» прояснит в сознании посетителей суть профессии кузнеца, которая до сих пор остается весьма уважаемой.

Искусство древних кузнецов окутывалось глубокой тайной. Профессия кузнеца связывалась с волшебством и даже с суеверным ужасом, что и нашло отражение в мифологии почти у всех народов.

Кузнечное ремесло было широко распространено в древнерусских городах и деревнях. Городские кузницы отличались от деревенских большими размерами, наличием в них более сложных инструментов и технических приспособлений. Производилось все, что требовалось в условиях городской и деревенской жизни: топоры, ножи, обручи и дужки для ушатов, гвозди, серпы, косы, долота, шилья, лопаты, сковороды, массивные клепаные из листов котлы, винты (перекручиванием четырехгранных стержней), тяжелые лемехи.

 

Подворье «Хлебосолье»

          На подворье «Хлебосолье» вас ждёт небольшой экскурс в историю хлебопашества и земледелия, вы узнаете, как хлеб пришел в нашу жизнь и стал «всему головой», можно будет отведать румяных блинов и горячего чая на травах.

           На Руси русская печь всегда была верной спутницей человека. В русской печи нередко имелись многочисленные полочки и ниши для хранения посуды и различной утвари. Иногда русскую печь совмещали с дровяной плитой, которая могла располагаться на шестке.

          Безусловно, одно из основных применений - это приготовление пищи. В печи варили, парили, жарили, запекали и «томили». Для приготовления пользовались чугунками и ухватами или рогачами, сковородниками (цапельниками, чапельниками) и, соответственно сковородами. Посуда по большей части изготавливалась из чугуна, однако применялись и глиняные сковороды и горшки. При печи кроме 3 ухватов и сковородника было еще 2 кочерги для перемешивания углей и выгребания золы.

            Русская печь располагалась п рактически в центре комнаты и прогревала ее равномерно. На печи был устроен лежак. Рядом с печью традиционно строился голбец, в котором хранили домашнюю утварь, а верх его являлся продолжением лежака. Спали ногами на печи, а головой в прохладе, если же было холодно - можно было и полностью лечь на лежак.

            Печь лечила. Прогревались как сверху на печи, изгоняя простудные заболевания, так и в самом горниле. Лечились не только теплом, но и печной золой, часто смешивая ее с солью. К услугам печи прибегали и знахари.

           С древнейших времен выпечка хлеба на Руси считалась делом ответственным и почетным. По свидетельству одного из древнейших письменных памятников - «Домостроя», во многих поселениях были специальные избы, приспособленные для выпечки хлеба. В этих пекарнях готовили хлеб мастера, которые назывались хлебниками.

С древнейших времен к этому продукту человеческого труда - хлебу нашему насущному - люди относились по-особенному. Его сравнивали с золотом, солнцем, самой жизнью. Недаром у многих народов в древности хлеб, как солнце и золото, обозначался одним символом - кругом с точкой посередине. Хлеб берегли, в честь хлеба слагали гимны, хлебом встречали самых дорогих гостей. Во все времена неуважение к хлебу приравнивалось к самому страшному оскорблению, какое можно нанести человеку. С детских лет учили человека ценить и беречь кусок хлеба как самое большое на земле богатство.

 

Подворье «Традиционной русской кухни»

Посещение подворья «Традиционной русской кухни» поможет раскрыть секреты приготовления традиционных русских блюд, сохраненные нашими бабушками. Главные черты русской кухни и русского национального стола можно определить следующим образом: обилие яств, разнообразие закусочного стола, любовь к употреблению хлеба, блинов, пирогов, каш, своеобразие первых жидких холодных и горячих блюд, разнообразие рыбного и грибного стола, широкое применение солений из овощей и грибов, изобилие праздничного и сладкого стола с его вареньями, печеньями, пряниками, куличами и т. д.

Неизменное значение в русской кухне сохраняли первые жидкие блюда, называемые с конца XVIII в. супами. Супы всегда играли главенствующую роль на русском столе. Недаром ложка была главным столовым прибором. Она появилась у нас ранее вилки почти на 400 лет.

В меньшей степени, чем супы, сохранили свое первоначальное значение на русском столе рыбные блюда. Некоторые классические русские рыбные блюда вроде тельного вышли из употребления. Характерным для старинной русской кухни было широкое применение пряностей в довольно большом ассортименте.

Кроме того, многие пряности из-за дороговизны, так же как и уксус и соль, еще с XVII в. в народе стали употреблять реже в процессе приготовления пищи, а ставить на стол и использовать уже во время еды в зависимости от желания каждого. С тех далеких времен остался обычай ставить во время еды на столе соль в солонке, перец в перечнице, горчицу и уксус в отдельных баночках. Во многом своеобразие народных блюд обусловливалось именно особенностями русской печи.

 

Подворье «Традиционных русских напитков»

   Посещение «Подворья традиционных русских напитков» поможет раскрыть посетителям разнообразие и забытые рецепты приготовления исконно русских напитков.Одним из почитаемых напитков являлся квас.
На Руси не мыслили свою жизнь без кваса.

  Это был каждодневный напиток, который присутствовал постоянно в любом доме. Без него не обходились ни на работе, ни во время трапезы, ни перед сном. Квас был основой всего. Сколько было в те времена видов кваса, нашему современнику даже и не снилось! А тогда это считалось вполне нормальным явлением, и квас, присутствующий в доме, означал устойчивый и благополучный быт.

Квас почитался почти священным напитком и обязательно присутствовал в многочисленных обрядах. Например, перед свадьбой в обряде мытья невесты в бане девушки лили на каменку квас с хмелем, остатки которого потом допивали. После венчания родители жениха встречали молодых хлебом и квасом (соль появилась значительно позже). Квас был также как оберег. При пожаре, вызванным молнией, считалось, что потушить его можно только молоком или квасом. И чтобы огонь такого пожара не шёл дальше, в пламя обязательно бросали обруч с квасной шайки.

 

Подворье «Рукоделье»

Подворье поразит многообразием домотканых и вышитых рушников, скатертей, подзоров и половиков. Народные умелицы научат Вас азам вышивки и ручного ткачества, раскроют тайны получения тончайшей шерстяной и льняной нити. 

Вышивка - один из самых древнейших видов русского декоративного искусства. Русские женщины издавна были искусными вышивальщицами. Они умело превращали ткани, простые и дорогие, в подлинные произведения искусства. Сохранившиеся до наших дней драгоценные золотошвейные вышивки Древней Руси покоряют красотой мотивов и безупречной техникой исполнения узора. В курганах IX-XII вв. археологи часто находят фрагменты древней одежды, украшенные сверкающим золотым узором.

Русская вышивка отличается от вышивок других народов. Большую роль в ней играет геометрический орнамент и геометризованные формы растений и животных: ромбы, мотивы женской фигуры, птицы, дерева или цветущего куста, а также барса с поднятой лапой. В форме ромба, круга, розетки изображалось солнце - символ тепла, жизни; женская фигура и цветущее дерево олицетворяли плодородие, птица - символизировала приход весны.

 

Подворье «Мир детства»

Посетив подворье «Мир детства» Вы сможете поучаствовать в мастер-классе по созданию куклы-оберега.

Традиционная тряпичная кукла безлика. Лицо, как правило, не обозначалось, оставалось белым. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным для ребенка. Она должна была принести ему благополучие, здоровье, радость.

В глубокой древности у кукол было другое предназначение, она была человеку защитой от болезней, несчастий, злых духов. Кукла берегла человека, ее так и называли: оберег или берегиня. Как правило, самыми охранными были куклы, выполненные без иглы и ножниц. Ткань старались при изготовлении кукол не резать, а рвать (иногда кукол так и называли — "рванки").

Кукла - зернушка символизировала достаток в доме, была своего рода оберегом семьи. Иногда ее называли «зерновка» или «крупеничка». Делали эту куклу после сбора урожая. В основе этой куклы- мешочек, наполненный зерном. Также эту куклу могла делать женщина, чтобы у неё были дети. Эта кукла символизировала достаток, благополучие в семье. Бытовала в районах, где выращивали злаковые культуры.

Русская народная кукла «Колокольчик». Кукла Колокольчик - куколка добрых вестей. Родина куколки - Валдай. Оттуда и пошли валдайские колокольчики. Звон колокола оберегал людей от чумы и других страшных болезней. Колокольчик звенел под дугой на всех праздничных тройках. Колокольчик имеет куполообразную форму, а сверху напоминает солнышко. У куколки три юбки. У человека тоже три царства. Медное, серебряное, золотое. И счастье складывается тоже из трех частей. Если телу хорошо, душе радостно, дух спокоен, то человек вполне счастлив. Эта куколка веселая, задорная, приносит в дом радость и веселье. Оберег хорошего настроения. Даря Колокольчик, человек желает своему другу получать только хорошие известия и поддерживает в нем радостное и веселое настроение.

 

<